Реализация положений ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» №419 от 01.12.2014г. Организация доступной среды субъектов малого предпринимательства.
Согласно Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006г., а затем в 2012 году ратифицирована, инвалиды должны иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. При этом, взаимодействие лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями с различными барьерами окружающей среды может мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Поэтому среди основных принципов деятельности государств, правительств, всех институтов общества, Конвенцией определены принципы доступности, равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения в общество.
Для реализации положений Конвенции инвалидам должны быть обеспечены:
- беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (к физическому окружению);
- беспрепятственное пользование транспортом и транспортными коммуникациями;
- беспрепятственный доступ к средствам связи и информации (получение в доступной форме);
- беспрепятственное получение социальных услуг (в том числе реабилитационных услуг);
- «безбарьерная» психологическая среда в обществе (устранение «отношенческих» барьеров).
Федеральным законом №419-ФЗ от 01.12.2014г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» определены полномочия и ответственность отраслевых органов власти и организаций различных сфер (приоритетных для человека с точки зрения получения необходимых услуг) по обеспечению мер доступности объектов и предоставляемых на них услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН) с оказанием, при необходимости, им помощи со стороны сотрудников.
Согласно федеральному закону №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изменениями, внесенными федеральным законом №419-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Таким образом, в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов и современного федерального законодательства, принципиально различно решаются проблемы обеспечения доступности: - новых объектов, введенных в результате проектирования и строительства, а также реконструкции и капитального ремонта; - действующих объектов (до их капитального ремонта и реконструкции).
В первом случае применяются требования обязательных к исполнению нормативных документов в проектировании и строительстве в соответствии с принципами «универсального дизайна»
Во втором случае, с учетом принципа «разумного приспособления» организуется приемлемый вариант обеспечения доступности предоставляемых услуг на существующем объекте путем:
- обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги;
- предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалида (в ином месте пребывания его);
- предоставления услуг в дистанционном режиме (где это возможно).
Описанные меры должны быть согласованы с общественными организациями инвалидов.
Особую значимость с позиций федерального закона №181-ФЗ (в редакции федерального закона №419-ФЗ) приобретает организация оказания помощи на объекте силами сотрудников учреждения (организации), включая сопровождение инвалида по объекту. Необходимость в этом может возникнуть не только на действующем, но и на новом объекте (с учетом особенностей имеющихся нарушений у маломобильных граждан).
Решение об организации помощи на объекте силами сотрудников учреждения (организации) обеспечивается комплексом организационных мероприятий, в том числе локальными организационно-распорядительными документами, закреплением ответственных за организацию и оказание помощи на объекте инвалидам и другим маломобильным гражданам, а также обучением (инструктированием) персонала учреждения (организации).
Примерный перечень мероприятий для организации работы на объекте по оказанию помощи инвалидам:
1. Разработка Положения об организации доступности объекта и предоставляемых услуг с сопровождением инвалидов на объекте;
2. Определение ответственных сотрудников за организацию работ по обеспечению доступности объектов и услуг в учреждении;
3. Разработка (дополнение) должностных инструкций персонала, ответственного за оказание помощи инвалидам и сопровождение их на объекте;
4. Разработка порядка проведения и программы инструктажав учреждении;
5. Ведение Журнала о проведении инструктажа персонала.
В целях объективной оценки состояния доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также для разработки необходимых мер, обеспечивающих их доступность, необходимо провести паспортизацию и классификацию объектов и услуг.
В процессе паспортизации разрабатывается Паспорт доступности, Анкета (информация об объекте) и, Акт обследования объекта (к паспорту доступности).
На основании проведенной паспортизации объекта и услуг руководителем организации утверждается план поэтапного доведения их доступности до уровня требований законодательства.
Форма паспорта доступности в Приказе Минтруда России № 627 от 25.12.2012 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики».
Состояние доступности объекта и предоставляемых услуг:
1. правильность формирования Паспорта доступности объекта и Плана адаптации объекта;
2. общее состояние доступности объекта и доступность предоставляемых на объекте услуг;
3. информационная доступность объекта (стенды, памятки, сайт)
4. решение вопросов оказания инвалидам помощи на объекте, сопровождения инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта;
5. наличие специально оборудованного места для собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.
ТРЕБОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ
РДС 35-201-99 — руководящий документ системы «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Данный документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, включая сооружения общественного пассажирского транспорта, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения) при разработке, согласовании и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкции.
Данный документ также регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
СП 59.13330.2012 свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СниП35-01-2001»
Основные структурно-функциональные зоны
1. территория, прилегающая к зданию (участок);
2. вход (входы) в здание;
3. путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);
4. зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта);
5. санитарно — гигиенические помещения;
6. система информации на объекте.
За уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов предусмотрены следующие наказания:
— уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ст 9.13. КоАП РФ);
— нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 5.43. КоАП РФ).